Обзор рынка металлоконструкций для быстровозводимых зданий
Несмотря на жесткий противоэпидемический режим, введенный в ответ на распространение пандемии COVID-19, по оценкам экспертов, сектор производства металлоконструкций закончил 2020 год с положительными показателями, продолжив начатую еще в 2016 тенденцию роста.
По итогам 2020 объем видимого потребления металлоконструкций ожидается около 150 тыс. тонн, или рост на 15 тыс. тонн к предыдущему году.
Несмотря на сокращение сектора нежилого строительства, достижения указанных результатов произошло за счет роста сегмента инженерных сооружений, в том числе производства мостовых и дорожных металлоконструкций.
Эксперты отмечают увеличение роли инфраструктурного строительства в развитии рынка металлоконструкций.
При ослаблении карантина и восстановление положительной экономической динамики, по итогам 2021 ожидается дальнейший рост объема потребления в сегменте зданий из металлоконструкций и продолжение позитивного вклада производства металлоконструкций для использования в проектах.
Положительная динамика номинального объема произведенной строительной продукции, номинированной в долларах США, в течение года будет сдерживаться умеренной девальвацией национальной валюты к доллару США.
Общее производство металлоконструкций по итогам 2020 составило около 147 тыс. т. Удельный вес заводов металлоконструкций, производящих более 5 тыс. т конструкций в год, вырос на 5 п.п. до 48%, при этом количество участников рынка с соответствующими объемами не изменилось. Удельный вес объемов производства менее 2 тыс. т сократился на 2 п.п. до 17%.
Наибольший вклад внесли преимущественно крупные и средние компании. Можно констатировать перераспределение объемов производства с переходом к более крупным компаниям.
Кумулятивный баланс внешнеэкономических операций на рынке металлоконструкций по итогам года был сформирован отрицательным - 1,3 тыс. т, в основном за счет роста импорта конструкций типа «дорожное ограждение» под проекты строительства дорожно-транспортной инфраструктуры. В общем удельный вес сегмента инженерно-транспортной инфраструктуры составил 42% общего объема импортных поставок.
Объем экспорта металлоконструкций по итогам 2020 составил 10,8 тыс. т. В структуре экспортных поставок доминировали общестроительные конструкции - 88% общего объема экспорта металлоконструкций.
В географической структуре импорта металлоконструкций доминируют Турция, Беларусь, Казахстан и Польша, что объясняется повышенным объемом поставок именно дорожного заграждения из этих стран. Большинство общестроительных конструкций (72% объема в данном сегменте) импортировались из Беларуси.
В географической структуре экспорта наибольшие объемы поставок осуществлялись в Россию, Польшу и Молдову, из которых 88,4% пришлось на сегмент общестроительных конструкций.